Морихей Уесиба

Морихей Уесиба

История жизни О-Сэнсэя Морихэя Уэсибы

Киссёмару Уэсиба 

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Ёроки Уэсибы, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Ёроки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэя - Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизодэ-ры. Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Ёроки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.

В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Ёсиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием "Уэсиба Трэйдинг" - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токио, Морихэй начал заниматься боевыми искусствами дзю-дзюцу и кен-дзюцу. Тогда же у него обнаружилась болезнь, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабэ. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэя Уэсибы и Хацу Итокава.

Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабэ, Морихэй был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли "королем солдат".

Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал дзю-дзюцу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабэ, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.  В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабэ преподавателю дзюдо Киюти Такаги стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Ёроки переделал семейный амбар в додзё - именно здесь Морихэй осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзё Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.

В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацуко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такэда. 

Техника Дайто-рю потрясла Морихэя, у него появилось желание освоить ее под руководством Такэда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Сиратаки, близ деревни Ёбэцу.

Вернувшись в Танабэ, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кису, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Сиратаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Сиратаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кису были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. 

Морихэй делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Сиратаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такэда (в 1916 году Морихэи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю дзю-дзюцу).

Вследствие расширения производства древесины Сиратаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиратаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такэмори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабэ. Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихэя отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябэ поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дэгучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэи решил посетить Дэгучи и оставался в Аябэ до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дэгучи ответил: "Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу". Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэя.

Ёроки Уэсиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихэй тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябэ, чтобы быть рядом с Онисабуро Дэгучи, религиозное учение которого позволило бы Морихэя обрести мир в своей душе. В Аябэ он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихэй переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название "Академия Уэсиба". Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, первый год пребывания Морихэя в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такэмори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихэя в Аябэ программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябэ. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэя. В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихэй помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихэя к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то, что действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихэй принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.

В это время Морихэй увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихэй назвал его Айки-будзюцу.

13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябэ, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукдэн, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Су Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и обеспечили их благополучное возвращение на родину.

Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьём и мечём. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.

Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихэй учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-будзюцу".
Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихэя на поединок. Морихэй принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихэй пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой Айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихэй решил изменить название Айки-будзюцу на айки-будо (дзюцу - искусство, до - путь). "Искусство" подразумевает совершенство техники выполнения приемов, "до" - путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности Айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбэи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихэй прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такэсита вновь пригласил Морихэя в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэя в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябэ.

Получив следующее приглашение адмирала Такэсита в феврале 1927 года, Морихэй не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Сойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Ённосуки VI.

В 1930 году Морихэй поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэя, а об Айки-будо Дзигоро сказал: "Это -идеал будо". Впоследствии Кано послал заниматься у Морихэя двух своих учеников: Дзиро Такэда и Минору Мотидзуки.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития Айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэя. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем Айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзё Айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название "Кобукан". Следующие десять лет были первым "золотым периодом" Айки-будо.

В этот период Морихэй много времени и внимания уделял искусству боя с мечём - кэндо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзё Кобукан, среди них Кийоси Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихэя. Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кэндзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры  Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой "Асаси" и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано "Общество Содействия Боевым искусствам Японии", и в 1933 году Морихэй стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзё Такэда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихэй стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - Айки-будо, "союза духа, разума и тела"  привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такэсита. В том же году Айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзё Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васэда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял Айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "Айкидо" вместо "Айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихэя стало сохранение Айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму.

Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.
В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих Айкидо. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихэй лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзё, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. "Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа Айкидо" - объяснял Морихэй.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзё Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой Айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэйи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее Айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихэй верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы Айкидо утвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры Айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихэя снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники Айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником Айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии "ай" - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихэй сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой Айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо".

В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрации ради дальнейшего развития Айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания Айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзё, Айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях и правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" Айкидо.

C возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэе "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации Айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо", просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель Айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в Айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэя боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль Айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэя на церемонии открытия была посвящена сущности техники Айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзё Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию Айкидо.

15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года.

Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябэ.