Хироши Икеда: Развивать своё собственное Айкидо (выдержки из интервью С.Пранина)

Пожалуйста, расскажите нам о Вашем подходе к тренировкам.

Первое, что важно — тренироваться телом, а не головой. Хорошо делать много укэми, для того, чтобы подготовить себя к тому, чем является тренировка. Если Вы слишком используйте голову, ваше Айкидо становится чересчур мыслительным, и это мешает движению тела. Я придаю особое значение изучению и пониманию Айкидо с помощью тела.

Обычно мы начинаем тренировку с ирими–тэнкана. Вместо того чтобы переходить прямо к бросковым техникам, я считаю, что лучше ввести тело в тренировочный процесс естественно, начинания с ирими–тэнкана, чтобы размяться, затем постепенно переходя к уширо укэми, и потом — к остальным техникам.

Вместо того чтобы только обучать, важно, что я также нахожу возможность учиться, расти и развивать своё собственное Айкидо, поэтому я пробую различные подходы. Тренировка, заключающаяся в том, что ты просто осуществляешь захват или оказываешься захваченным, необходима на определенной стадии, но, я думаю, что вы должны изменяться и пробовать другие вещи по мере того, как прогрессируете — например, практикуя, как быть захваченным или как позволить партнёру быть захваченным правильным образом. Практика выведения из равновесия — другая возможность.

Сейчас я работаю над понятием «центра» (тюшин), а именно: как удерживать свой собственный центр, выводя партнёра из равновесия.

Вы используете атэми в Айкидо?

Совсем немного. Как правило, не применяем удары в такие области, как лицо. Мы можем, тем не менее, коснуться кого–то небольшим ударом, если человек находится в опасном положении, когда совершает захват — просто для того, чтобы дать знать, что не следует стоять в позиции, которая делает его уязвимым для нападения. Но это не столько удар, сколько лёгкий сигнал. Это всё, что необходимо, чтобы дать понять, что человек должен расположиться немного в стороне. Предоставление вашему партнёру знаков, подобных этому, помогает ему начать обращать внимание на различные аспекты, входящие в сам акт захвата. То, как человек выполняет бросок и то, как другой человек осуществляет захват, может принести им обоим пользу от тренировки. Иначе говоря, оба партнёра должны осознавать свои позиции. Поэтому я сторонник такого подхода к тренировке, при котором и укэ, и нагэ могут активно учиться.

Необходима или нет тренировка с оружием для тренировки Айкидо — тема дискуссии в настоящее время. С Вашей точки зрения, лежит ли сущность Айкидо только в таидзюцу, или она также включает технику с оружием?

И то, и другое, я думаю. Однако становиться профессионалом с боккэном или дзё — это, действительно, второстепенное дело. Что важно, так это то, чтобы ваши руки оставались перед вами, когда вы тренируетесь оружием. Как я упоминал ранее, я тренируюсь с понятием «центра» в уме. У меня есть студенты, практикующие движения с боккэном, потому что это препятствует отклонению рук от центра тела. Если руки отклоняются в сторону, становится трудно вложить какую–то мощь в технику. Поэтому я считаю тренировки с оружием очень полезными с точки зрения помощи студентам в установке и удержании своих центров при движениях Айкидо.

Изучение другого будо, помимо Айкидо, должно иметь некоторые преимущества, хотя, честно говоря, я действительно не знаю, будут ли занятия другими боевыми искусствами, такими как кэндо, дзюдо или йайдо иметь непосредственное влияние на ваше Айкидо.

Как учит Йошио Куроива сэнсэй, важно стараться использовать кэн и дзё таким образом, который лучше всего согласуется с вашими движениями без оружия.

Вы тренировались у Куроива сэнсэя?

Да. Он двигается полностью от своего центра. Его техники бесшумны. Нет лишних движений. Каждое движение происходит из его центра. То, что я научился этому у него, приносит мне теперь огромную пользу. В тренировке с оружием также вместо того, чтобы просто махать кэном или дзё, вы можете учиться обращаться с оружием таким образом, чтобы движение происходило из вашего центра. Это гораздо сложнее, чем кажется.

Перевод: Юлия Ким